Литературный образ как основа общественных изменений

Корчагина Анастасия Павловна. Тверской государственный университет

>Будущее — всего лишь иллюзия, что-то смутное, но люди всегда стремились и будут стремиться к нему, работать для него, мечтать о нем и рисовать картины будущего в своем воображении. Философы эпохи Просвещения, писатели-футуристы, фантасты 20 века создавали образ будущего человечества, стремились обратить внимание людей на важные проблемы, которые будут актуальны. Литература, проектирующая будущее, влияет на умы граждан, предоставляет пищу для размышлений и вполне может изменить настроения целого общества в определенный отрезок времени.

Так произведения социалистов-утопистов породили волну новых идей в обществе и способствовали возникновению революционных движений в борьбе за свободу, права и идеальное общество. Томас Мор написал свою книгу, даже в названии отражавшую надежду на лучшее устройство общества, и рассчитанную на широкого читателя «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государстве и новом острове Утопия». Томас Кампанелла создал «Город солнца», изображая идеальное общество и государство в своем видении.

В 18 веке наиболее популярными политическими теориями стали «Теория общественного договора» и «Концепция естественных прав». В соответствии с ними каждый человек от рождения имеет все права. Томас Гоббс в «Левиафане» определяет естественный закон, «как предписание или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни». В соответствии с договорной теорией люди сами определяют правителей и передают им часть своих прав. Эти идеи стали основной целью буржуазных революций 18-19 веков. Люди вдохновенно верили, что, свергнув абсолютизм, они смогут вернуть свои права.

Но 18-19 века стали эпохой становления индустриального общества, временем формирования не только новых общественных теорий, но и экономических. Главными из них были концепция «экономического человека», когда его рассматривали только с точки зрения экономической деятельности, то есть единственный стимул поведения — стремление к собственной выгоде. Нравственность, культура, религия, обычаи, политика не принимаются во внимание. На основе экономического либерализма в середине 20 века появляется теория Фридмана, монетаризм, по которой рост национального дохода зависит от темпов роста денежной массы, она в свою очередь влияет на экономическое развитие государства. Иначе говоря, лозунг «Деньги имеют значение» («Money matters»), становится определяющим, за ним не видно человека. Но конец 19 века, начало 20 продемонстрировали обществу, что накопительство без общественного спроса и государственного контроля может привести к кризису. Мы не можем смотреть в будущее, не учитывая уроков истории.

Человечество, пережившее в 20 веке 2 мировые войны и экономическую депрессию, распад крупных колониальных империй и появление новых государств, подготовило почву для новых размышлений. Писатели, видевшие тяжелое настоящее, и, будучи угнетенными безысходностью своего века, не имея надежды на какие-либо перемены, создавали антиутопии, показывая, что далее жизнь станет более тяжелой для свободных людей. В этом ряду особенно выделяются книга Евгения Замятина «Мы» и книга Дэвида Митчелла «Облачный атлас».

«Облачный атлас» — книга неоднозначная и вызвавшая много споров и обсуждений, также как и экранизация данной истории. Это сложная история, где затронуто много различных тем: дружба, любовь, предательство, борьба за независимость и даже переселение душ, использование человека как биоматериала.

Но из всей книги наиболее интересна читателю часть «Оризон Сонми-451», описание будущего. Эта история и есть самая настоящая антиутопия. Показан город будущего, компьютерные технологии на службе человечества и люди… люди, выращенные искусственным путем: так называемые фабрикантки. Взгляд автора на будущее настолько мрачен, что читателя оно скорее удручает, а не вдохновляет. Современное общество стремится к идеальному правовому обществу, и вдруг перед нами рисуется образ, где люди разделяются на так называемых чистокровных и фабрикантов. Первые становятся полноправными хозяевами не только в государстве, но и решают судьбы вторых.

Такие фабриканты как Сонми, Юна и прочие девушки-прислужницы кажутся идеальным вариантом для сферы услуг, им не нужна зарплата, отдых, они вынесут любое обращение клиентов-потребителей. В образах этих прислужниц знаменитая фраза «Клиент всегда прав», столь популярная в сфере обслуживания рисуется как укор своенравности современного мира и проявляется сочувствие ко всем людям, кто работает в данной сфере. Как это похоже на эпоху 18-19 веков, когда деньги решали все, а все духовные ценности уходили на второй план или вовсе не принимались во внимание. История дает нам много примеров того, что деградирующее общество не может гармонично развиваться и уж тем более не может считаться высокоразвитым и идеальным.

В любом бесправном обществе, где даже собственные мысли считаются преступлением, рано или поздно появляются идеи свободомыслия и ничем и никогда нельзя убить индивидуальность человека. Главным символом, который связывал прошлое, настоящее и будущее было родимое пятно в форме кометы, которое присутствовало у героев каждой из историй, у людей разных эпох. Несмотря на свои иллюзии, в представлении будущего, автор напоминает, что ошибки прошлого могут проявиться в будущем, и нельзя об этом забывать.

Евгений Замятин в своей антиутопии «Мы» показал еще более ужасающую картину, где все подчинены одному Благодетелю, люди не имеют права на собственные мысли, все подчинено точным расчетам, все живут одинаково, нет ни любви, ни дружбы, ни семьи. Все общее, нет никакой собственности, существует лишь «уравниловка», но не равенство. Есть лишь слепое подчинение власти. В человеке даже пытаются убить фантазию, последнее, что делает человека человеком. Этот литературный сюжет напоминает «Город Солнца» Томаса Кампанеллы, где общественным было все: и семья в том числе, все было подчинено государственному контролю.

В данной истории связь настоящего и прошлого разрушена. Для всех жителей музыка и литература древности – это что-то дикое, не укладывающееся в рамки разумного и рационального. Люди работают на будущее, стремятся, чтобы разум победил, но окончательно вычеркнули опыт прошлого из своей жизни.

Обе книги призывают нас задуматься над тем, каких мы воспитаем потомков, будут ли они безликими и бесчувственными машинами или останутся способными сострадать, помогать. Философы и писатели на протяжении многих веков задаются одним и тем же вопросом, что ценнее для человечества: культура или экономическое благосостояние? И не однажды общество получало подтверждение того, что без культуры невозможно развитие цивилизации. Появление антиутопий в литературе для современных людей должно стать предупреждением, каким может быть ужасным будущее, если в настоящем неправильно расставлены жизненные акценты.

Индивидуальность каждого бесценна. Никогда не исчезнут личности, которые мыслят самостоятельно, стремятся к лучшей жизни. Оба произведения доказывают, что всегда появляются люди, которые жертвуют собой ради великой Цели. Эти истории показывают, к чему может прийти человек, если все будет обезличено, подчинено машинам, строго упорядочено. Как знать, возможно, и эти книги позже призовут людей бороться против всеобъемлющей власти капитализма с его неуемной жаждой прибыли и против машины государства, подавляющей свободу.

Библиография

Т. Гоббс «Левиафан», М. 2001 Е. Замятин «Мы», М. 1988 Т. Кампанелла «Город Солнца» М. 1971 Д. Митчелл «Облачный атлас» М. 2012 Т. Мор «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государстве и новом острове Утопия» М. 1971


Contributors